картина художник искусство
Статьи

Страхование произведений искусства

Все больше культурных ценностей и предметов искусства попадает в оборот, становясь объектами купли-продажи, аренды, залога предоставляются для экспонирования в галерее, вносятся в качестве вкладов в уставные фонды обществ. К тому же интерес к произведениям искусства обусловлен имиджевыми соображениями и инвестиционной привлекательностью. Одной из особенностей арт-рынка является слабая взаимосвязь с рынками инвестиций. Исследования профессоров Джанпин Меея и Майкла Мозеса, что сравнили динамику цен на картины Поля Сезанна и немецкие ценные бумаги, начиная с 1874 года показало стабильность арт-рынка к политическим событиям, что произведения искусства в периоды военных действий и нестабильности не только не теряют свое стоимости и ценности, а растут в ценные.

Кроме инвестиционной привлекательности, произведениям искусства свойственна социальная составляющая. Так, в Германии на набирают популярность артотеки, предоставляющих в аренду произведения искусства современных мастеров и предметы антиквариата за символическую плату. В самой артотеке в Берлине, дождавшись многолетней очереди, можно взять в аренду произведения Георга Базелиц, Вилли Баумайстер, Йозефа Бойса, Отто Дикса, Макса Эрнста, Йорга Иммендорфа, Герхарда Рихтера, Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Ильи Кабакова, Роя Лихтенштейна. Низкая арендная плата от 3 до 25 евро в год, включая страховое покрытие, объясняется тем, что произведения являются общественным достоянием.

Указанное, формирует устойчивый интерес и потребность в страховании произведений искусства. Крупнейшая в мире компенсация за потерю произведений искусства в результате одного страхового случая была выплачена после терактов 11 сентября 2001 в США. Под обломками Всемирного торгового центра погибли 300 скульптур Родена, принадлежавших брокерском дома Cantor Fitzgerald, картины Роя Лихтенштайна, гобелены Хоана Миро, расписанные деревянные барельефы Льюиса Невельзона и др. Общая стоимость ценностей, находившихся в зданиях, по некоторым оценкам, составляла более $ 100 000 000. После этого случая стоимость страхования произведений искусства в США резко возросла.

Страхование коллекций произведений искусства и предметов антиквариата в Европе и США является стандартной процедурой, как страхование автотранспортных средств или жилья. Большинство частных коллекционеров не хотят заключать договоры страхования, чтобы не афишировать свое состояние и не привлекать к себе внимания — как проверяющих органов, так и мошенников.

Поэтому, каждый случай страхования произведений искусства, предметов коллекционирования и антиквариата является уникальным и требует индивидуального подхода, как в оценке риска, так и в принятии решения страховщиком о заключении договора страхования.

Кто приобретает договор страхования произведений искусства?

Государственные и частные музеи, аукционные дома, арт-дилеры и коллекционеры приобретают страховое прикрытие для произведений искусства. В аукционные дома иногда объединяются со страховщиками и предлагают клиентам услуги по страхованию. Как, Sotheby’s объединился брокерской компанией Marsh & McLennan. Частные галереи, музеи, страхуют свои коллекции произведений искусства на значительные суммы. Значительное количество договоров приходится на частных коллекционеров. Государственные и муниципальные музеи приобретают наименьшее количество полисов, как свидетельствует мировой опыт. Не получая достаточного финансирования государственного бюджета, страховым покрытием обеспечивается как правило часть государственных коллекций или отдельные произведения.

Предусмотрено обязательное страхование произведений искусства соответствии со ст. 23 Закона «О музеях и музейном деле» и п. 1.2. Инструкции о порядке определения оценочной и страховой стоимости памятников Музейного фонда, утвержденной приказом Министерства культуры и искусств от 13.07.98 г.. № 325, достопримечательности Музейного фонда, которые временно вывозятся за пределы страны для экспонирования на выставках или для реставрации, подлежат обязательному страхованию. Поэтому, обязательному страхованию подлежат только предметы на период их вывоза за пределы страны.

Например, похищен и возвращен злоумышленниками в 1994 году из Национальной галереи в Осло «Крик» Эдварда Мунка не был застрахован. Поэтому, в случае кражи, музей может быть оставлен с пустым пространством на стенах. Уникальность и неповторимость произведений искусства хотя и делает невозможным его дальнейшую легальную реализацию, государство потеряет объект культурного наследия.

Так, в 2009 роке воры похитили пастель Эдгара Дега «Хористы» 1877 стоимостью $ 1150000 из музея Кантини в Марселе. Подробная информация о пастели Дега были немедленно переданы 188-сетям Интерпола. В результате немедленного огласки о похищении, работа потеряла всякую ценность на открытом рынке, став бесценным в буквальном смысле.

Как показывает опыт, от краж не застрахован ни один музей мира, начиная с Лувра и заканчивая самыми маленькими провинциальными хранилищами. Не обходят эти проблемы и нас: значительный общественный резонанс вызвала кража из Одесского музея Западного и Восточного искусства картины работы Микеланджело Меризи да Караваджо «Взятие Христа под стражу или поцелуй Иуды».

Какие предметы искусства подлежат страхованию?

Договор страхования произведений искусства покрывает предметы, которые являются:

  • постоянным коллекциями, а именно произведения искусства, включая картины, гравюры, рисунки, картины, скульптуры, редкие книги, рукописи, ковры, гобелены и другие произведений представляющих историческую и культурную ценность;
  • внутренними и иностранными выставками, а именно произведения искусства, которые временно перемещении с их постоянного места пребывания, по условиям договора «от стенки к стенке» с момента, когда имущество перемещается из обычного места пребывания, до возвращения произведения в место разрешения владельца и находятся на выставке на территории государства.
  • В практике страхования произведений искусства и предметов коллекционирования страховщики различают страхования: произведений изобразительного искусства (живопись, печать, фотографии, редкие книги); антикварного оружия; коллекционных вин; ювелирных украшений; коллекционных автомобилей; редких марок и монет; других объектов коллекций.

Страхование вина

По специфическому предмету коллекционирования как вино, то его отличает от других предметов — пригодность для потребления. Правильный уход и сохранение может обеспечить возможность употребления вина и помочь сохранить его ценность. Для предотвращения случайной потери или повреждения предметов винной коллекции, необходимые средства для управления окружающей средой контейнеры для вина, складские помещения с системой контроля климата, подвалы и прочее.

Хотя для зарубежных страховых компаний является нормой, в практике отечественных страховщиков такие случаи страхования коллекций вина остаются единичными. Примером является случай, страхование коллекции массандровских вин — крупнейшей энотеки в мире — по полному пакету Национальное производственно-аграрное объединение «Массандра» в 2003 году. Начало энотеке, что занесена в Книгу рекордов Гинесса, было положено более полутора века назад, а в 1988 году. Коллекция насчитывает более 971 тыс. Бутылок, в том числе старейшее в мире вино «Херес-де-ла-Фронтера» урожая 1775 году. Это остается пока что единственным известным случаем страхования винных коллекций.

По отношению к «выездных» выставок применяются условия страхования «wall to wall» — «от стенки к стенке» или иначе «от гвоздя до гвоздя», которые были разработаны крупным британским страховщиком Lloyd’s Syndicate. По такому договору страхования моментом возникновения страховой защиты является снятие картины с гвоздя, на котором она висела — то есть с момента изъятия экспоната с места его постоянного хранения и заканчивается тогда, когда произведение искусства вновь возвращается на свое место. Поэтому он остается застрахованным на время упаковки, выноса из музея и монтирования на экспозиции — страховой защитой обеспечиваются абсолютно все передвижения экспонатов, предварительное и промежуточное складирование и складирование после окончания выставки.

Страхование произведений искусства на время их экспонирования является востребованным. Например, в 2006 году страховая группа «Уралсиб» застраховала девять картин русских художников ХХ века Государственной Третьяковской галереи, от всех рисков, возникающих в процессе монтажа, демонтажа, транспортировки, экспонирования. Составителем тематической выставки в Генуе выступил музей Палаццо Дукале, где проходят различные политические и культурные мероприятия мирового масштаба.

Владельцы произведений искусства и страховые компании любыми путями пытаются минимизировать свои риски. В качестве примера, выставка коллекции произведений Карла Фаберже из 11 предмете, представленных в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в 2002 году (РФ) стоимостью $ 20000000, из которых только пасхальное яйцо «Зимняя сказка» (его заказал Николай II в для своей матери Марии Федоровны) стоимостью более $ 6 млн. Организатор мероприятия аукционный дом Christie’s, с целью минимизации рисков, ограничил круг зрителей, исключительно потенциальными покупателями ценностей.

По опыту страховщиков, можно привести пример, тот же музей им. А. С. Пушкина потерял одно из произведений Рембрандта «Портрет пожилой женщины» стоимостью $ 12000000, который пострадал во время перевозки на выставку в Хьюстон. Эксперты пришли к выводу, что причиной смещения полотна при перевозке стало привлечение к транспортировке недостаточно специализированного упаковщика. Стоимость реставрации картины составила примерно $ 1200000, компенсацию выплатил страховщик — «Индержсстрах».

Какие риски покрываются?

В практике отечественных страховщиков страхование произведений искусства, осуществляется преимущественно от обычных имущественных рисков по стандартным правилам имущественного страхования, от традиционного набора рисков: пожара, затопления, стихийные бедствия, противоправные действия третьих лиц (кража, ограбление) повреждения водой из водопроводных, канализационных, отопительных систем и систем пожаротушения, стихийные бедствия, падение деревьев или летательных аппаратов, бой оконных стекол и витрин, вандализм.

Страхование предметов искусства на обычных условиях страхования имущества предоставляют владельцу недостаточная защита от возможных рисков, не учитывая специфику объекта, возлагают дополнительные обязанности по обеспечению сохранности имущества и влияют на повышение страхового платежа.

В практике выделяют два пути решения вопроса по страхованию произведений искусства: заключение договора и определение рисков на индивидуальных условиях, с учетом желаний владельца или избрания текущего полиса страхования имущества.

По стандартным условиям имущественного страхования не покрываются убытки, причиненные произведениям искусства вследствие:

  1. природных изменений (износ), упадка, скрытых внутренних дефектов;
  2. воздействию насекомых, радиации, износ. Постепенное ухудшение состояния произведения вследствие воздействия насекомых, паразитов, или обнаружения дефекта (который относится к физическим характеристикам вещи или прогрессирования ранее имеющихся дефектов, повлекших ухудшение вещи без постороннего вмешательства) конфискации, экспроприации, ареста, уничтожения или повреждения застрахованного объекта по распоряжению государственных органов, задержания и изъятия вещи, предъявления претензий со стороны третьих лиц, оспаривающих право собственности на произведение (титульное страхование). Примером такого случая может быть предъявления требования о возврате вещей, изъятых после революции или в ходе Второй Мировой войны, действительному или мнимому владельцу, его наследнику.
  3. ремонта, восстановления, реставрации, процесса ретуширования, внесения каких-либо других изменений. Например, если лицом заключен договор, в соответствии с перечнем, который прилагается к договору имущественного страхования, которым охватывается несколько произведений. Так обратившись с целью оценки одного из предметов, лице рекомендуется, несмотря на уже существующую ценность картин, осуществить восстановление для того чтобы ее стоимость выросла больше. В результате некорректно смешанной пропорции материалов мастер наносит повреждения и мажет портрет.
  4. воздействия вредного света, влажности или изменения температуры. Исключение составляет, когда вред вызван пожаром или бурями.
  5. влияния электронной или механической неисправности или поломки. Примером является случай, когда в результате всплесков напряжения металлические решетки, по которым хранятся предметы, повреждают статуэтки, изготовленные из хрупких и деликатных материалов.
  6. разламывания витражей, изделий из стекла, скульптур из мрамора, стекла и аналогичных хрупких предметов. Кроме повреждений покрытых договором страхования причиненных вследствие: огня, удара молнии, бури, взрыва, землетрясения, наводнения или столкновения, восхождение железнодорожного транспорта.

Покрытие вышеупомянутых убытков может осуществляться по договоренности со страховщиком по договору страхования произведений искусства. К тому же кроме указанных рисков по договоренности со страховщиком договор может покрывать другие специфические риски присущие произведениям и покрывать убытки вследствие террористических и военных действий.

Страховой случай может произойти с непредсказуемым причинам. Например, в конце 1990-х годов при перевозке на экспозицию за границу пострадал один из старинных русских икон. Несмотря на наличие всех необходимых документов, разрешения на вывоз, сотрудники таможенной службы решили проверить груз. Специальные ящики для перевозки ценного груза, в которые были упакованы иконы, раскрывали обычной фомкой. В результате одна из икон раскололась, стоимость реставрацию $ 5000 выплатила компания, страховала перевозки груза.

Если причиной наступления страхового случая стало проникновение осадков через кровлю, балконы, незакрытые окна, а также в результате обвала зданий, а не обусловленного страховым случаем страховщик откажет в возмещении. Перед тем, как прибегнуть к реставрации и восстановления застрахованного предмета искусства, следует учитывать, если эти действия могут привести к повреждению предмета и компания на законных основаниях откажет в возмещении.

По отечественным правилам страхования, ущерб возмещается, только если деяние совершили третьи лица, не находящиеся со страхователем отношениях, не ведут с ним общего хозяйства и не проживают совместно. Поэтому, если, коллекцию фарфора повредит член семьи это не будет признано страховым случаем.

В случае повреждения одного из парных предметов, являющихся частью комплекта, страховщик осуществляет возмещение полной стоимости этих предметов или комплекта. Парные или комплектные предметы, остались поврежденными, подлежат передаче страховой компании. По желанию страхователя, он может выкупить эти вещи по цене, установленной экспертами, кандидатуры которых экспертов избираются по согласованию сторон.

Во время действия договора степень риска может меняться: выход из строя сигнализация, проведение ремонта в помещении оборудованном для хранения ценностей. При увеличении степени риска необходимо внесение изменений в договор страхования, может влиять на размер страховой премии и расширение права страховщика по контролю за использованием имущества. В случае уведомления страховщика при наступлении страхового случая он обоснованное право отказа в возмещении.

Страховая компания принимая произведения на страхование выдвигает требования к их хранению. Например хранения произведений в сейфе, выполнение которой достаточно сложно, ведь произведения искусства созданы для их экспонирования. Обычно, требованием страховщика является наличие сигнализации в помещении, где находится предмет.

Чем больше мер безопасности предусмотрено страхователем, тем меньше будет страховой платеж. Наименьший будет в случае хранения произведений в сейфе, в охраняемом помещении, оборудованного пожарной сигнализацией или системой пожаротушения. На платеж будет влиять наличие охраны, решеток на окнах, металлических дверей в помещении в котором находится произведение.

Страхование на случай кражи

Динамичный рост страхования произведений искусства связано с вероятностью кражи ценностей. Распространению противоправных актов способствуют недостатки организационного и правового характера. Во многих музеях, галереях, архивах и культовых учреждениях иногда нарушают порядок учета, хранения, проведения инвентаризаций культурных ценностей, медленно и непоследовательно осуществляется паспортизация экспонатов. Не применяются эффективные, современные компьютерные средства, системы регистрации, фото- и видео при ведении каталогов ценностей, находящихся в фондах государственных музеев, архивов, библиотек и даже коллекциях частных лиц.

За последние годы совершено около трех тысяч краж культурных ценностей — раскрыто только 40% из них. Все ценные предметы, похищенные из государств учреждений, находящихся в розыске Интерполом, где есть полный перечень с изображением, в том числе булава Богдана Хмельницкого, топазы и другие предметы, похищенные в Киеве в 90-х годах. На крупных международных аукционах, таких как Christie’s, Sotheby’s похищенные предметы появляются крайне редко.

Предвидения в договоре риска угона произведений повышает размер страхового платежа. Стоимость страхования всей коллекции музея на случай кражи является достаточно дорогой, но, как правило, похищается не вся коллекция, а только ее часть. По этому поводу стоит отметить, что лучше — украденные картины и страховое возмещение, чем украденные картины и отсутствие какой-либо страховой компенсации. Так при краже произведений искусства, по крайней мере, у владельца или владельца будет достаточно денег, чтобы нанять квалифицированных частных детективов, чтобы попытаться вернуть ее, предоставить краже резонанса, даже заплатить выкуп. Или использовать деньги, чтобы купить самую современную систему безопасности для сбора, чтобы предотвратить повторное похищение. Поэтому, получая страховое возмещение, важно использовать эту компенсацию для восстановления предметов искусства или для компенсации расходов, которые могут возникнуть в результате кражи предметов искусства.

В связи с этим следует отметить, что в законодательстве отсутствуют специальные нормы об уголовной ответственности за кражу произведений искусства. Зато такие преступления подпадают под статью 185 Уголовного кодекса, а мера наказания зависит от части статьи — в зависимости от причиненного вреда. Бытовая квартирная кража и угон произведений искусства по закону фактически равны.

Титульное страхование произведений искусства

Специфическим риском присущим произведениям искусства является сомнительное происхождение произведения или «дефектный титул», когда продан произведение не имеет документации, подтверждающей, что произведение безоговорочно принадлежит лицу.

Примерами являются предметы похищены у владельцев, музеев в период Второй Мировой войны между 1939 и 1945 годами, ограбления иракских художественных музеев во время войны США в Ираке. Поскольку о любых похищения произведений искусства сразу же сообщается Интерпол и реализовать их можно только на теневом рынке, то сомнительное происхождение может иметь место в отношении предметов, которые были утрачены в периоды войн и на территориях чрезвычайных ситуаций и бедствий. Относительно произведений искусства не существует такого понятия, как «идеальный провенанс». Поэтому страховщики могут не принять на страхование предметы сомнительного происхождения и происхождение которых с 1933 по 1945 годы неизвестно.

Страхование рисков, связанных титулом произведений искусства осуществляют ведущие мировые компании, как Hiscox, Lloyd’s Syndicate и специализующийся на этом риске ARIS.

Так, будучи коллекционером произведений искусства, Стивен Спилберг приобрел в галерее, где был постоянным клиентом, картину Нормана Роквелла за $ 700 000, впоследствии получил иск предыдущего владельца, который утверждал, что в галерее не было права на продажу предмета, из-за отсутствия надлежащих документов.

Приобретение произведений искусства, предметов коллекционирования и антиквариата на аукционах тоже не гарантирует от приобретения произведения с сомнительным провенансом. Аукционный дом, в случае подозрения о возможности возникновения проблемы относительно происхождения, может оставить или снять произведение с торгов, в зависимости от ситуации. Большинство авторитетных галерей и дилеров вернут полную стоимость произведения, в случае обжалования права собственности, если на момент возникновения требования дилер будет работать в данной сфере.

С торгов Christie’s в 2007 году был снят Портрет Фернандеса де Сото авторства Пикассо, стоимостью $ 60000000, из-за иска лица, которое, утверждала, что в 1935 году под угрозой нацистов ее семья потеряла право собственности произведение. Законным владельцем был признан Художественный Фонд Эндрю Ллойд Уэббера, однако пока окружной суд США отклонил реституции в связи с отсутствием федеральной юрисдикции, владелец потерял возможность продать произведение.

В 2009 году немецкий суд принял решение о признании законным владельцем пропагандистских плакатов, похищенных нацистами в 1938 году Петра Сахса, а не Немецкий исторический музей, во владении которого были плакаты все это время.

Коллекционеры признают, что сбор антиквариата, иногда опасно, однако это делает его увлекательным. Так, владелец коллекции древностей, Майкл Стейнхард, в 1991 году приобрел золотое блюдо стоимостью $ 1200000 в швейцарского торговца произведениями искусства. Его таможенный брокер, при заполнении документов, отметил страной происхождения блюда Швейцарию, фактически были найдены на Сицилии. Впоследствии итальянский правительство требование о возврате вещи и агенты таможенной службы США конфисковали предмет.

Поэтому, независимо от того является владельцем произведения сомнительного согласования, музей или коллекционер, настоящий владелец может использовать правовые и дипломатические средства для обеспечения своих прав на произведение искусства, который был похищен или перемещен без надлежащего правового титула. Поэтому страхование титула произведения искусства может предоставить возмещение стоимость произведения или судебные издержки.

Экспертиза произведений искусства

Специфика арт-рынка заключается в том, что произведение искусства не имеет стоимости, а инвестиционная привлекательность равна нулю, до проведения экспертизы.

Поэтому главное условие страховщика для заключения договора является проведение экспертизы, установления подлинности, получение документов подтверждающих ценность и стоимость произведения.

Доведя подлинность и установив стоимость произведения страхователь может рассчитывать на объективную страховую сумму, которая в большинстве случаев равна его стоимости. Объем ответственности определяется страховщиком в индивидуальном порядке. И даже если страхуется предмет стоимостью выше назначенной суммы, страховщик несет ответственность только в пределах заверенной суммы.

При страховании частных коллекций иногда оказываются трудности в случае отсутствия документов, подтверждающих добросовестное приобретение произведений, их подлинность и стоимость.

Следует отличать оценщиков и искусствоведов, последние могут лишь сделать вывод о достоверности вещи и художественную ценность, а оценщик назовет ее рыночную стоимость. Некоторые страховщики работают только с определенным, «проверенным», кругом экспертов, список которых выдают желающим заключить договор.

В соответствии с Инструкцией о порядке определения оценочной и страховой стоимости памятников Музейного фонда, утвержденной приказом Министерства культуры и искусств 13.07.98 № 325, экспертизы, проводятся с целью определения оценочной и страховой стоимости музейных предметов, осуществляются фондово-закупочными комиссиями музеев с привлечением профильных экспертов-специалистов. Определению оценочной стоимости музейных предметов предшествует их научная атрибуция (п.п. 1.3., 1.4.).

Комплекс оценки произведений искусства, предметов коллекционирования и антиквариата состоит из трех последовательных этапов.

Первым этапом является технологическая экспертиза произведения искусства, во время которой определяется при создании произведения по датирующих признакам. Комплекс исследований с использованием неразрушающих и лабораторных методов исследования основы, грунта, красочного слоя, связующего. Технологи предоставляют искусствоведу информацию о том, какие вещества входят в состав исследуемого предмета искусства, в период времени данные вещества были получены.

При проведении экспертизы произведений известных западноевропейских мастеров (Вермеера, Рембрандта, Моне, Пикассо) не ограничивается технологическим исследованием и сравнением с эталонными произведениями этих мастеров, что есть в собраниях музеев. Далее, по согласованию с владельцем произведения организуется проведение искусствоведческой экспертизы специалистами (авторами монографий, каталогов), чье мнение является необходимым и достаточным для мировой художественного сообщества при установлении авторства произведения.

Следующим этапом является искусствоведческая экспертиза и атрибуция (установление авторства) произведения искусства и антиквариата. Эксперты искусствоведы во многом опираются на результаты технологического исследования. Но только во время искусствоведческой экспертизы, приглашенный специалист оценивает насколько характерно произведение для данного художника, есть его аналоги в музеях. Только искусствоведы имеют право назвать имя автора.

К искусствоведческой экспертизы конкретного произведения привлекаются только наиболее авторитетные искусствоведы из тех, к чьей узкой профессиональной специализации относится предполагаемый автор произведения. При проведении экспертизы произведений классического искусства, когда предполагаемая оценка превышает $ 100 000 страховщиком может быть предложено достижения консенсуса нескольких независимых экспертов. Можно предположить, что в дальнейшем на эту сумму увеличится стоимость произведения, будет удостоверяться актом экспертизы, который должен быть передан новому владельцу произведения искусства.

В случаях, когда нормы и обычаи международного рынка требуют включения произведения художника в систематический каталог, страховая компания берет на себя организацию экспертизы у специалистов фонда художника (общества, выпускает систематический каталог автора).

Так можно определить важнейшие принципы в бескомпромиссном подходе в проведении искусствоведческой экспертизы произведения:

  • привлечения наиболее авторитетных искусствоведов, узкой профессиональной специализации;
  • основанием искусствоведческой экспертизы результаты технологического исследования произведения.

Завершающим этапом является проведение комплекса работ направленных на выявление рыночной стоимости произведения искусства или антиквариата. Оценка произведений искусства не имеет смысла без установления подлинности оцениваемого произведения, поэтому прежде чем приступить к оценке, проводится комплексная экспертиза произведений искусства. Оценка — это не только экспертное установление объективной цены, но и процесс создания оценочного заключения в соответствии с требованиями закона и международных стандартах.

Оценка имущества, имущественных прав осуществляется в соответствии с Законом «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности» и является результатом практической деятельности субъекта оценочной деятельности.

Оценка опирается на объективно подтвержденную информацию. Кроме опыта, оценка требует наличия специального образования и лицензии у эксперта. Результаты оценки антиквариата и произведений искусства принимаются международным рынком страхования, только при наличии у специалиста многолетнего опыта работы в данной сфере. Преимущественно законодательством предусмотрена необходимость получения лицензии для осуществления оценки произведений искусства, предметов коллекционирования и антиквариата.

Экспертная оценка зависит от позиции, квалификации и добродетели эксперта, несправедливость и недобросовестность которого сложно доказать, из-за влияния субъективных факторов на стоимость произведений искусства.

Квалифицированную экспертизу произведений проводят сотрудники государственных учреждений и реставрационных центров. Однако, опыт страхования РФ свидетельствует, что специалисты Третьяковской галереи и других государственных музеев, выдавали оценку и признание подлинности качественным подделкам, за обусловленную плату. Министерство культуры РФ призвал музее прекратить практику оценки произведений, однако приказ о запрете такой деятельности для виновных не был издан.

Мировой опыт признает, что приобретение произведений на аукционах с экспертным заключением не исключает шанс нарваться на подделку.

Подавляющее большинство предметов, находящихся в частных коллекциях, не имеют письменно оформленного заключения экспертов. Прежде всего это касается предметов, полученные в порядке наследования. Чаще всего достоверность предмета устанавливается на основе происхождения. Престижное происхождения увеличивает стоимость произведения. Однако, может служить прямым доказательством достоверности, поскольку существуют случаи, когда в собраниях престижных музеев и коллекционеров случались подделки. Известен случай, когда коллекционер узнав, что в его коллекции импрессионистов нет ни одной настоящей картины покончил с собой.

Происхождение может принимать различные формы: сертификата или заявления о подлинности от полномочного органа или искусствоведа; клейма (надписи) о пребывании произведения на выставке или галереи; оригинала квитанции о продаже; фильма или записи об авторе произведения; имена предыдущих владельцев предмета искусства; документа от признанного эксперта или уполномоченного органа власти в сфере искусства; статьи по газете, журнале, содержащих упоминание или иллюстрацию предмета; упоминания или иллюстрации произведения в книгах или каталогах выставок; устная информация от лица, знакомая с автором.

Престижное происхождения также предоставляет важную информацию и представление о значении произведения в истории искусства. Недобросовестные продавцы, зная значение в происхождении, предпочитают в его фабрикации. Однако, фальшивое происхождение в большинстве случаев легко обнаружить.

Квалифицированные оценщики работают по заказу Министерства культуры и туризма, как правило, занимаются установлением стоимости музейных экспонатов и внесением данных о них в Государственный реестр национального культурного наследия или самостоятельно. Сертификация музейных оценщиков осуществляет Фонд государственного имущества в соответствии с приказом Фонда государственного имущества от 06.04.2004 № 692 «О выдаче сертификатов субъектов оценочной деятельности» и «Положение о порядке выдачи сертификатов субъектов оценочной деятельности» утвержденного приказом Фонда государственного имущества от 14.03.2002 № 479.

Экспертиза проведена специалистом галереи, не имеет лицензий, по договорной цене, как и устная консультация, без должного подтверждения, останется частным мнением специалиста, может быть не принята страховщиком или кредитором. Ведь заключение экспертизы приобретает юридическую силу только при наличии лицензии у эксперта на проведение работ. Обычно получение заключения эксперта, составляет определенный процент от оценочной стоимости предмета, и как атрибуция и провенанс, могут повлиять на стоимость произведения.

В случае страхования коллекции каждый предмет оценивается отдельно, состоит детальное описание всех предметов, находящихся в составе коллекции, количество которых может достигать сотни. Осуществляется фотосъемка имеющихся произведений коллекции собрания: фотографии изображений картин, Аверс и реверс монеты, снимки разных ракурсов скульптур.

Наступление страхового случая

В случае повреждения произведения искусства, ставится вопрос об ограничении его использования, возможности экспонирования, транспортировки и целесообразность проведения его реставрации. Решение о проведении реставрации принимается страховщиком в зависимости от ее стоимости. Несмотря на то, что для стороннего неспециалиста, очевидно, после проведения реставрации произведения искусства стоимость его составит больше, чем сумма его частей, для страховщика ответ не столь однозначна.

Относительно произведений вышедших из арт обращения в результате случайного повреждения применяется понятие спасенного искусство. Спасенные произведения имеют своеобразную логику расчета стоимости. Несмотря на то, что произведение может оставаться относительно нетронутыми, не получить существенных повреждений, он может потерять интерес для арт дилеров но не участвовать в обращении. После признания полной гибели и выплаты компенсации, произведение искусства считается официально лишенным ценности, неизбежно приводит к его заботит, даже при наличии чуть заметных повреждений.

Сэнди в октябре 2012 году нанес ущерб галереям Нью-Йорка, актуализировал решения вопроса проведения ремонта поврежденных произведений. Решения вопроса о реставрации зависело не от степени повреждения, подтверждение страховой компанией покрытие страхового случая и возмещения расходов.

Так, произведение, получил незначительные повреждения, может быть объявлено страховой компанией полностью уничтоженным. А произведение получивший существенные повреждения может быть восстановлено страховщиком, а затем выставлены для продажи незнакомым покупателям на арт рынке.

Решение принимается страховщиком в зависимости от стоимости реставрационных работ и произведения. Страховщик может признать полное уничтожение произведения искусства и выплатить страховое возмещение, если стоимость проведения реставрации больше стоимости самого произведения. Когда нанесенные повреждения признаются частичным повреждением, страховщик оплачивает расходы на реставрацию и компенсирует потерянную стоимости произведения.

В случае проведения реставрации страхователь или автор вправе отказаться от произведения по законодательству США. Так, во время файловой инсталляции одного современного художника, в экспозиции использовал старый чемодан, найденный мастером у своего отца, в чемоданы отпала застежка. Художник отказался от проведения реставрации, страховщик был вынужден выплатить возмещение и удовлетворить требование, согласно условиям договора.

Выплатой общей суммы убытков не исчерпываются возможные последствия наступления страхового случая. По утверждению Кристиана Фишера, президента страховой компании АКСА США существуют коллекционеры, заинтересованных в приобретении поврежденных произведений, требующих реставрации. Относительно уцелевших произведений искусства, прошедшие реставрацию возникают вопросы по проведению их оценки.

Так, с легкой руки (в буквальном смысле) владельца игорного бизнеса в Лас-Вегасе, Стив Уинн шедевр Пикассо «Сон» в 2006 году вырос в цене. Полотно было испорчено, в верхнем левом углу появилась дыра, начались реставрационные работы и судебный процесс со страховщиками. За повреждение произведения локтем синдикат Ллойда выплатил $ 90 000 на восстановление и примерно 40 млн долларов потерянной стоимости. В 2013 году произведение было продано на аукционе Christie’s за рекордные 155 000 000 магнату с Уолл-стрит Стиву Коену.

После наступления страхового случая со страховыми компаниями могут сотрудничать с авторами произведений. Например, представитель страховой компании АХА приводит эпизод когда Джефф Кунс переделал поврежденные элементы световой инсталляции, однако коллекционер не принял работу назад, страховая компания была вынуждена признать полное уничтожение, принять произведение и передать автору для реконструкции.

Находясь на правах аренды в музее, портрет современного художника Чака Клоуза с США в 1969 году стоимостью $ 13 000, был поврежден. Страховщик предпочел объявить полное уничтожение, чтобы в дальнейшем продать произведение, однако автор настаивал на реставрации, и вернув себе произведение продал издательству, которое отреставрировали и перепродало музея, примерно за $ 100000.

В случае объявления полного уничтожения произведения искусства, страховая компания возмещает полную сумму и может стать его владельцем. Такие произведения иногда могут представлять интерес для мира искусства и иметь художественную ценность. Если договор страхования не предусмотрено распоряжение произведения страховщиком после признания полной его гибели, компания получает право распоряжаться им и после реставрации, продав, предоставить новую жизнь.

По утверждению американского реставратора Кристиана Шейдемана, известного как «арт-врач», чаще полная гибель произведения является относительным явлением и некоторые произведения искусства имеют несколько жизней, в случае если после признания предмета уничтоженным и выплаты полного возмещения, страховщику предоставлено право вернуть произведение на арт-рынок.

Страховые компании стремятся восстановить и отреставрировать произведение искусства, а с тем, случаи когда отреставрированные произведения выкупаются их владельцами на аукционах.

Размер арт-рынка спасенных или отреставрированных произведений искусства сложно оценить, потому, что страховщики не раскрывают информацию. По утверждению представителей страховой компании AIG, примерный оборот договоров с физическими лицами на территории Северной Америки, которой составляет $ 47 млрд, произведения после реставрации, как правило, возвращаются к владельцам.

Прокомментируйте

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *