Статьи

Грамоты и благодарности как основание для смягчения ответственности за налоговые правонарушения

Александр Зрелов

Президент отделения Верховенства права и развития International Informatization Academy, к. ю. н.

специально для ГАРАНТ.РУ

 Действующее налоговое законодательство устанавливает в п. 1 ст. 112 Налогового кодекса открытый перечень обстоятельств, которые могут быть признаны налоговыми органами или судами в качестве смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения. Выявление таких обстоятельств (вне зависимости от их количества) влечет необходимость применения нормы п. 3 ст. 114 НК РФ, согласно которой в такой ситуации размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ. Каких-либо ограничений на снижение штрафа данная статья также не предусматривает, что означает возможность многократного снижения штрафа до весьма незначительных значений. Заметим, что данная процедура не предусматривает возможность снижения размеров налоговой задолженности или начисленных пени, так как она применяется только в отношении штрафов.

Закрепленная в законе возможность дифференцированного подхода при применении наказания, и при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства – возможность уменьшать штраф – согласуется с конституционными принципами гарантии судебной защиты прав и свобод, справедливости наказания и его соразмерности тяжести совершенного нарушения. Санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности (Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. № 130-О). Как отмечалось в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. № 13-П, несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ч. 1 ст. 34, ч. 1-3 ст. 35 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ недопустимо.

Вопрос о наличии (отсутствии) обстоятельств, смягчающих ответственность, принимается налоговым органом или судом самостоятельно исходя из фактических обстоятельств совершения налогового правонарушения индивидуально в каждом конкретном случае (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2018 г. № 04АП-3879/2018 по делу № А19-20925/2017, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2019 г. № 09АП-41791/2019 по делу № А40-49647/2019).

Как отмечалось в Письме ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692, действующее процессуальное законодательство не содержит запрета на:

  • заявление в суде доводов о снижении размера налоговой санкции ввиду наличия смягчающих ответственность обстоятельств, при их учете налоговым органом на стадиях досудебного урегулирования налогового спора;
  • невозможность суда учесть данные обстоятельства повторно и снизить размер налоговой санкции, в случае несоблюдения налоговым органом принципа соразмерности наказания за допущенное правонарушение.

Как показывает практика, основанием для смягчения ответственности могут стать и представленные налогоплательщиком всевозможные грамоты и благодарственные письма.

К примеру, при назначении наказания за налоговое правонарушение правоприменителями принималось во внимание наличие у налогоплательщика грамот и благодарностей, полученных от налоговых органов (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2008 г. № 15АП-2365/2008 по делу № А32-27721/2006-60/518) и представителей руководства региональных органов власти (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 марта 2019 г. № Ф09-2156/18 по делу № А50-19893/2016).

Основанием для смягчения ответственности признавались, в том числе:

Также принимаются во внимание:

Следует обратить внимание, что наличие благодарностей и грамот обязательно должно быть подтверждено документально. Так в одном из дел, в признании наличия смягчающих ответственность обстоятельств было отказано по причине того, что налогоплательщиком не были представлены соответствующие документальные доказательства при представлении возражений на акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, а также при представлении жалобы на решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2020 г. № 13АП-36293/2019 по делу № А56-51770/2019).

О том, как наличие благодарностей и грамот может способствовать подтверждению квалификации участников государственных закупок, читайте в ранее размещенной колонке «Благодарность клиента – лучший подарок участнику закупки» 

Прокомментируйте

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *